Матрица СВОТ

- неблагоприятные демографические изменения.

Предприятие может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой оно находится. После того, как конкретный список слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис. 4.2).

Анализ среды предприятия

Рис. 4.2. Матрица СВОТ

Слева выделяют два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны предприятия. В верхней части матрицы также выделяются два блока (возможности и угрозы), в которые вписывают все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИЗ (сила и угрозы); CJ1M (слабость и возможности); CJ13 (слабость и угрозы). На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения фирмы.

Отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле CJIM, стратегия должна быть построена так, чтобы за счет возможностей, появившихся попытаться преодолеть имеющиеся слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование сильных сторон для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле CJI3, компания вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей и избавиться слабости и попытаться предотвратить угрозу, нависшую над ней.

Для успешного анализа среды методом СВОТ важно не только уметь выявлять угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию фирмы. Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности в матрице возможностей (рис. 4.3).

Вероятность использования возможности

Влияние

сильный

умеренный

малый

Высокая

ПОЛЕ ВС

ПОЛЕ ВП

ПОЛЕ ВМ

Средняя

ПОЛЕ СС

ПОЛЕ СП

ПОЛЕ CM

Низкая

ПОЛЕ НС

ПОЛЕ ЧП

ПОЛЕ НМ

Рис. 4.3. Матрица возможностей

Матрица строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность фирмы (сильный, умеренный, малый) слева по вертикали откладывается вероятность того, что фирма сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для предприятия. Возможности, попадающие на поля ВС, ВП и СС, имеют большое значение, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля CM, НП и НМ, практически не заслуживают внимания. Использовать возможности, попавшие на поля, которые остались, можно в том случае, если у фирмы достаточно ресурсов.

Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 4.4). Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для фирмы, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы"). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угрозу будет реализовано (высокая, средняя, низкая).

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

"Легкие удары"

Высокая

ПОЛЕ BP

ПОЛЕ ВК

ПОЛЕ ВВ

ПОЛЕ ВЛ

Средняя

ПОЛЕ CP

ПОЛЕ СК

ПОЛЕ СВ

ПОЛЕ СЛ

Низкая

ПОЛЕ HP

ПОЛЕ НК

ПОЛЕ НВ

ПОЛЕ НЛ

Рис. 4.4. Матрица угроз

Угрозы, которые попадают на поля BP, ВК и CP, составляют очень большую опасность и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля ВВ, СК и HP, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первоочередном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СВ и BJ1, то нужен внимательный и ответственный подход к их устранению, при этом не ставится задача их первоочередного устранения. Угрозы, попавшие на поля, которые остались, также не должны выпадать из поля зрения руководства.Необходимо внимательно следить за их развитием.

Таким образом, анализ среды - это очень важный и одновременно очень сложный этап стратегического планирования, требует отслеживания происходящих в среде, оценки факторов и установления связи между ними и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые причиняет внешнюю среду.

img08.jpg
2018 ©  MarketingFit.Ru  Маркетинговые коммуникации Все права защищены