Экспертные опросы

При проведении экспертного опроса с помощью метода коллективной генерации проблема должна быть сформулирована в основных терминах с выделением центрального вопроса. Кроме того, предусматриваются отсутствие в любом виде критики, которая препятствует формулированию идей, свободная интерпретация идей в рамках данного вопроса, стремление к получению максимального количества идей, учитывая принцип возрастания вероятности полезных предложений с ростом общего количества, и, наконец, поощрение различных комбинаций идей и путей их совершенствования.

Процесс выдвижения идей происходит определенной степени лавинообразно: идея, которую высказывает один член группы, рождает творческую реакцию у остальных участников опроса. Исследования эффективности метода коллективной генерации идей показали, что групповое мышление рождает на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мнений. Наиболее продуктивными признаны группы в 10-15 человек, хотя имеются примеры использования и более многочисленных групп - до 200 человек.

Экспертные опросы проводятся по следующим основным этапам:

1. Подбор экспертов и формирование экспертных групп:

- вопросы структуры экспертной группы;

- численность экспертной группы (нижняя и верхняя границы).

2. Формулировка вопросов и составление анкет. При этом соблюдаются следующие условия:

- независимость формирования экспертами собственного мнения;

- удобство работы с анкетами (общепринятые сроки, исключения двойного толкования словесной неоднозначности и т.п.);

- логическая соответствие вопросов объекта опроса;

- приемлемые затраты времени на составление ответов;

- удобное время получения вопросов и предоставления ответов;

- сохранения анонимности ответов для членов экспертной группы;

- предоставления экспертам информации, которую они требуют.

3. Формулировка правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов.

Если мы оценки aij явлений (факторов) Ci, определенных каждым njÎN экспертом, то возникает вопрос, каким образом могут быть получены групповые оценки явлений.

Как правило, групповая оценка ai каждого явления Ci зависит от оценок экспертами этого явления и степени компетентности hj эксперта.

img13.jpg
2018 ©  MarketingFit.Ru  Маркетинговые коммуникации Все права защищены