Три типа закрытых вопросов

Можно выделить три типа закрытых вопросов: альтернативные, шкальные, смысловые.

Альтернативное вопрос предполагает и ответ типа "да" или "нет" - просто закрыто альтернативное вопрос или ответ по типу "нужное подчеркнуть" (зачеркнуть, оставить, обвести в кружочек).

Альтернативные вопросы очень просты в использовании, поскольку их интерпретация достаточно однозначной. Поэтому там, где это возможно, нужно использовать именно их. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения в закрытых вопросов позиции "затрудняюсь ответить". Некоторые исследователи, преимущественно теоретики, категорически настаивают на этом. Однако практики, замечая, что доля тех, кому "затрудняюсь ответить", составляет от 15% (при ответах на простые вопросы) до 65% (при ответе на сложные), что требует увеличения объема выборки в 1,5 - 3 раза для получения искомой количества однозначных ответов, предпочитают оставить решение этой проблемы на усмотрение заказчика.

Шкальный вопрос предполагает наличие или какой-либо шкалы, например, оценочной, и тогда вопрос будет выглядеть примерно так:

Согласны ли Вы с утверждением, что курение наносит непоправимый ущерб здоровью?

абсолютно согласен - полностью согласен - не уверен - не согласен.

Примером смыслового вопрос является так называемый "семантический дифференциал", например такой:

Пожалуйста, в каждой паре смысловых значений поставьте крестик ближе к тому из них, которое соответствует вашему мнению: ОАО "Стирол" - это фирма:

Открытые вопросы наоборот, не предусматривают наличия каких-то подсказок. Можно выделить шесть видов открытых вопросов:

1. Простое открытый вопрос.

Что Вы думаете о AT "Норд"?

2. Словесная ассоциация

Яблоко - Крокодил - "Норд"

3. Завершение предложения.

4. Завершение рассказа. Опрашиваемому предлагается завершить незаконченное рассказ на заданную тему.

5. Завершение рисунка. В человеческой фигурки изо рта идет овальная облачко. Опрашиваемого просят вписать текст в пустые овалы.

6. Тематический апперцепцийний тест (ТАТ).

img11.jpg
2018 ©  MarketingFit.Ru  Маркетинговые коммуникации Все права защищены