Методы генерации новых идей и творческих личностей - Часть 4

Успех «мозгового штурма» сильно зависит от единства, гармоничного состояния группы, отсутствия скрытых психологических конфликтов, высокой оценки преимуществ и эвристических качеств участников.

А. Осборн сообщил, что на одном из таких заседаний было выдвинуто 144 идеи о том, как лучше продавать шерстяные одеяла.

Синектика (разработана В. Гордоном). В основе метода (синектика от sinectics - объединение разных, не похожих элементов) «мозговой штурм», который проводит профессиональная группа, накапливает опыт. Поведение группы направлена на создание отчуждения или дистанцирования от проблемы методом ограниченного конфликта между группой и проблемой. Это достигается благодаря применению специальных приемов, основанных на поиске аналогий:

- прямой (как решаются подобные проблемы);

- личный (попробовать «войти в образ объекта» и рассуждать и действовать на его месте);

- символический (подать лаконично: полное или графическое изображение проблем);

- фантастический - как решить проблему в сказочных, красивых условиях.

Ограниченный конфликт используется при сокращенном парадоксальном изложении проблемы на уровне символической аналогии, когда ситуация изображается как единство и борьба противоположностей, например: вынужденная свобода, живущая смерть, тяжелый полет, легкая усталость, горький смех, новое мышление и т.д.. Поиск аналогий в общем виде базируется на построении новых структур или сетей. Творческий процесс состоит из структур трех уровней:

- семантического (известным словам, знакам и формам предоставляется новое толкование);

- синтаксического (можно изменить правила, по которым слова сочетаются между собой);

- знакового (создаются новые системы знаков для характеристики сущностей).

Поиски сходства побуждают человека обращаться к ресурсам опыта, фиксируемые в памяти и распространяются с помощью языка. В языкознании накопленные методы, которые могут быть применены в синектици. Сущность этих методов основывается на аналогии с особенностями понятия «троп» (от греческого - обратный). Троп - это слово, которое применяется не в прямом, а в переносном, образном смысле.

img03.jpg
2018 ©  MarketingFit.Ru  Маркетинговые коммуникации Все права защищены