Теория психологии толпы

Впервые в истории европейской общественной мысли Платон и его ученик Аристотель (384-322 гг до н.э.) сформулировали одну из фундаментальных проблем социальной психологии личности - проблему взаимоотношений личности и общества, социальной среды, т.е. соотношение индивидуализма и коллективизма. Платон ставил интересы общества над интересами индивида. Аристотель, отстаивая примат интересов личности, утверждал, что только индивидуум является источником всех социальных форм. При этом интересы индивидуума, за Аристотелем, регулируются чувством меры. Впрочем, в XVIII в. некоторые философы пытались доказать, что индивидуальное является вторичным относительно общественного, а потому достаточно изменить социальную среду и можно будет получить новый тип человека, охотно жить по законам свободы, равенства и братства.

В эпоху Возрождения развитие рыночных отношений на юге Европы привел к взрыву индивидуализма, войны всех против всех, значит, к социальному и экономическому хаосу, победить который удалось в экономически развитых странах только в 30-х годах ХХ ст. (Да и то не везде и не в полной мере).

Безграничное своеволие и так же беспредельный эгоцентризм Возрождения стали впоследствии серьезным тормозом на пути развития рыночных отношений. Как своеобразную противоядие общество взлелеяло строгую этику протестантизма. Главными добродетелями протестантизма стали трудолюбие, бережливость, неподкупность, честность, помощь ближнему. Конечно, это вовсе не означает, что все протестанты были и есть только праведниками. Это был идеал, которого должны стремиться все. Поэтому в реальной жизни что-то из него же оставалось!

В XIX в. возникли такие социальные понятия, как психология народов, психология масс и инстинкты социального поведения.

Во психологией народов понимали наличие общего менталитета, то есть осмысление своей общности, ощущение принадлежности к определенной группе. Это проявлялось в совместных языке, мифологии, религии, фольклоре, искусстве, обычаях, морали и праве.

В 90-х годах XIX в. была создана теория психологии толпы. Характеризуя поведение индивидуума в толпе, подчеркивали ее подсознательный иррациональный характер (вот почему некоторые теоретики современной рекламы рекомендуют для успеха рекламной кампании попытаться как-то выделить нужного человека из толпы).

img27.jpg
2017 ©  MarketingFit.Ru  Маркетинговые коммуникации Все права защищены