Жизненный цикл товаров

Общей тенденцией сегодняшнего рынка товаров является тенденция сокращения продолжительности ЖЦТ.

Известно несколько munie кривых жизненного цикла товаров.

- Кривая, которая носит название "Бум" присущему для очень популярных товаров со стабильным сбытом на протяжении длительного времени (джинсовая одежда, обувь фирмы "Салита", одежда фирмы "Адидас", напитки "Кока-кола", "Спрайт" и др.).

- Кривая, которая носит название "Сезон" более характерной для выявления ЖЦТ отдельных продуктов питания, одежды, обуви, сезонного использования техники для обработки земли и т.д..

- Кривая под названием "Ностальгия" или "Восстановление" означает возврат на рынок когда-то очень известных товаров, которые временно исчезли или снизили свою популярность.

- Жизненный цикл товаров под названием "Вспышка" означает внезапный стремительный продажа и популярность, а затем резкий спад.

- Кривая под названием "Продолжительное увлечение" присуща товарам и услугам, которые популярны и стабильными в течение определенного времени, удовлетворяя жизненно необходимые запросы потребителей.

Зависимости от вида товара, его назначения, условий и сроков использования кривые ЖЦТ отличаются друг от друга.

Продолжительность ЖЦТ товаров разного и одинакового назначения зависит, помимо вышеперечисленных факторов, от социально-экономического положения граждан - покупателей, уровня доходов, инфляции, традиций, вкусов и навыков, демографических изменений в обществе, структуры населения и плотности, уровня осведомленности и социального состояния покоя.

Особенности ЖЦТ и его стадий предусматривает своеобразный подход к его конкретизации и объяснения (табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Факторы и их значение на разных стадиях ЖЦТ

Стадия

Факторы

Значение и характерные черты факторов

1

2

3

Внедрение

Товар, его изменение

Дизайн, потребительские свойства, обратная связь с потребителями, большое количество различных товаров

Маркетинг

Максимальные расходы на рекламу, объемы продаж минимальные, большие затраты на мероприятия по маркетингу, широкое использование ценового механизма

Производство и распределение

Незагруженность мощностей, малые и средние партии товаров, высокая себестоимость

Конкуренция

Очень малое количество конкурентов

Цена и прибыль

Высокие цены, малые доходы, эластичность небольшая

Покупатели

Инертный, покупателя нужно убедить опробовать товар

Рост

Товар, его изменение

Товары с техническими и функциональными различиями качество высокое, появление конкурирующих товаров

Маркетинг

Высокие затраты на рекламу и товародвижения и распределение

Производство и распределение

Загруженность максимальная, массовое производство, товародвижения по каналам сбыта

Конкуренция

Конкуренция растущая

Цены и прибыли

Цены стабильны, высокие прибыли

Покупатели

Расширение круга покупателей

Зрелости (насыщения)

Товар, его изменение

Великолепное качество, несколько снижаются темпы изменений в товарах.

Маркетинг

Сегментация рынка, разделение на сегменты, попытки продолжения. ЖЦТ, ослабление ассортимента, конкуренция рекламы и стимулов

Производство и распределение

Максимальную загрузку мощностей, стабильные отработанные технологии, крупные партии товаров, большие затраты на ослабление ассортимента

Конкуренция

Конкуренция цен и дополнительных стимулов, увеличение количества торговых марок

Цена и прибыль

Цены имеют тенденцию к снижению. Разница между судьбой цены и прибыли снижается, распределение доли конкурентов стабилизировался

Покупатели

Массовый потребительский рынок. Насыщения. Многократные закупки, покупатель осуществляет выборочный метод закупки товаров

Падение

Товар, его изменение

Качество нестабильная, разница между тождественными изделиями должна

Маркетинг

Объем реализации снижают, уменьшается отношение затрат на рекламу к продажам, другие расходы маркетинга тоже снижаются

Производство и распределение

Избыток производственных мощностей, незагруженность каналов товародвижения

Конкуренция

Количество конкурентов уменьшается

Цена и прибыль

Цены снижаются, доля разницы цены и прибыли минимальная, в отдельных случаях цены повышаются

Покупатели

Покупатели хорошо осведомлены с товаром, стабильные отношения с продавцом

V случае появления симптомов старения товара, предприятие может принять несколько решений:

- модифицировать товар;

- расширить производство и интенсифицировать дистрибуцию;

- ограничить производство товара и расширить сеть дистрибуции;

- отказаться от производства этого товара.

Вполне оправдано может быть решение предприятия о захвате новых сегментов рынка или изучение возможностей нового применения товара на том же рынке, например за счет увеличения частоты употребления данного товара.

Современным способом удержания ЖЦТ на стадии зрелости и продолженного роста является интенсификация маркетинга, т.е. модификация товара, модификация маркетинговых средств и модификация рынка.

Модификация товара-это повышение качества, совершенствование технико-экономических характеристик, изменение внешнего вида.

Модификация маркетинговых средств проявляется в

- снижении цен для привлечения внимания и выходы на новые сегменты рынка;

- разработке новых видов рекламы, стимулирования сбыта, дополнительных услуг послепродажного обслуживания.

Модификация рынка заключается в попытках найти новые рынки, найти новые сферы применения и использования товаров с помощью рекламы и т.п..

Резюме

1. Одним из условий успешного функционирования на рынке товаров и услуг любой фирмы является производство таких товаров, которые могли бы удовлетворять растущие потребности потребителей и приносили прибыль.

2. Для эффективной реализации фирмами их товарной стратегии большое значение имеют характер и продолжительность жизненного цикла товаров (ЖЦТ), специфика его стадий, особенности перехода от одной стадии к другой, которые существенно влияют на объемы продаж и уровень прибыльности.

Тема 3. Маркетинг услуг

img14.jpg
2018 ©  MarketingFit.Ru  Маркетинговые коммуникации Все права защищены